Общеизвестно, что большое значение имеет гигиена физиологических процессов. Мы, тем не менее, продолжаем настаивать на неделимости тела и сознания и вводим понятие "гигиена тела-сознания".
Вопрос о том, умеют ли люди пользоваться собственной приспособляемостью, во многом зависит от различных объективных причин. Однако в силу многих условий состояние объективного мира неподвластно человеку. Поэтому сосредоточение на объективном делает нас рабами мира и проблема приспособляемости, так или иначе, подпадает под власть объективного.
В действительности же от неуправляемости к управляемости ведет диалектический процесс. Сначала необходимо научиться оставлять без внимания все, что не поддается нашему управлению, сосредоточиться на том, что может быть взято нами под контроль. Только так могут быть созданы условия, при которых то, что не поддается нашему контролю, может быть изменено так, чтобы мы смогли этим управлять.
Когда внешний объективный мир не находится под нашим контролем, единственное, что остается под нашим управлением, это мы сами. Когда внешний объективный мир находится под нашим контролем, все равно необходимо прикладывать собственные усилия, чтобы использовать поддающиеся нашему управлению объективные условия для решения проблем.
Поэтому в любом случае, чтобы достичь подконтрольного себе состояния, надо начинать с самого себя. Такое подконтрольное себе состояние можно также назвать хорошей адаптацией.
В процессе "совершенствования сознания" главным является познание себя как базы для познания других. Только тогда, когда вы знаете себя, вы способны познать других. Только настроив себя и усилив свою способность поддерживать равновесие в движении, вы сможете должным образом нейтрализовать дисбаланс, привносимый вашим оппонентом.
Настроить себя значит отрегулировать взаимоотношения между своим телом и сознанием, между субъективным и объективным таким образом, чтобы достичь координации. Это становится возможным, если использовать знание природы в процессе приспособления к ней. Если придерживаться такого принципа подготовки достаточно долгое время, то он обязательно наложит свой отпечаток на ваш образ мыслей, изменит его так, что вы научитесь доходить до всего самостоятельно, независимо от того, находится сознание в состоянии адаптации или нет. Только таким образом индивидуум может избавиться от оков рабской зависимости от объективного мира, научиться покорять этот мир путем приспособления к нему: достичь состояния полной гармонии.
Процесс занятий боевыми искусствами, сам по себе ведущий к достижению высших состояний, способен принести занимающимся огромное психологическое удовлетворение, усиливающееся с каждым новым уровнем, с преодолением каждого очередного физического или психологического барьера. По этой причине любой, кто встает на этот путь самосовершенствования, по сути, вступает на дорогу длиной в целую жизнь и, чем дольше он по ней идет, тем больше он получает. Чувство психологической гармонии и уверенности в собственных возможностях одолеть соперников и одержать победу ("соперниками" могут быть как собственные недостатки, так и препятствия, существующие во внешнем мире) постепенно превращается в своего рода "привычку", которая не всегда осознается даже самим индивидуумом.
Когда достигнут такой результат, человек, избавившийся от негативных психологических состояний, освобождается от необходимости растрачивать "жизненную энергию" на преодоление внутренних противоречий и обретает возможность использовать ее для созидательной деятельности. Если добавить к этому значительно возросшие способности, раскрытые с помощью "динамического мышления" и высшей апперцепции, то что может помешать человеку творить во благо себя и всего человечества?
Гармоничное общество может быть создано только гармоничными людьми. Поэтому чем больше будет найдено путей для реконструкции тела и сознания человека, как это делают боевые искусства высшего уровня, тем больше людей может быть "реконструировано". Это и есть дорога, ведущая к эффективному оздоровлению всего человеческого общества в целом.