Все практики делятся на внешние и внутренние, это особенно ярко видно на примере ушу. Все единоборства китайской федерации, которых свыше 350 школ и направлений, из них всего три внутренние, все остальные – внешние, т.е. они используют внешние усилия скелетных мышц. А три (тайцзицюань, синъицюань и багуачжан) используют что-то другое, т.е. не внешние усилия. Самих практик в Китае ну очень много, это может быть Цигун, самих Цигунов много, но все они подразумевают какую-то работу. Если это работа не мышечная, то какая? Значит работа ума. То, что я прошу на тренировках - Вы своим сознанием, весь ум направляете на то, что происходит внутри. Отсюда неотъемлемая часть тайцзи – медитативность, медитативное состояние, медитативная работа, - как угодно это можно называть.
Наш взор обычно направлен вовне, и только когда мы переживаем болевые ощущения (наступили на шишку или гвоздь), мы, не видя причины, понимаем, на что «наступили». Мы использовали внутренний взор. В обыденной жизни мы используем внутренний взор в очень узком луче, услышать – где или что болит. Но восточная культура говорит, почему бы не использовать внутренний взор постоянно? И вот в тайцзи мы это используем постоянно. Грубо говоря, глаза открыты, но мы ничего не рассматриваем вокруг себя, потому что у нас есть внутренний взор, который следует внутри. А болит мне или не болит что-то в спине, когда я делаю? Когда болит, то у меня должно быть два определения: правильно или неправильно. Отсюда – медитативная работа – это умение не рассматривать, что снаружи, правильно ли я делаю, а понимать, чувствовать, правильно ли я делаю, когда у меня внутри что-то болит или ничего не болит. Тогда мы вписываемся в требования «удобно, комфортно».